Круглый стол образовательных политиков

29 августа в рамках республиканской августовской конференции работников образования прошел круглый стол «Образование – основной ресурс развития человеческого капитала», где обсуждались актуальные проблемы образования. В работе круглого стола принимали участие Лариса Фальковская, начальник отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации; Виталий Бурдуковский, первый заместитель министра – Председатель Комитета по науке и профессиональному образованию Министерства образования и науки РБ; Баир Жалсанов, заместитель министра – Председатель Комитета общего и дошкольного образования Министерства образования и науки РБ; Доржи Ангархаев, заместитель министра – Председатель Комитета экономики и кадровой политики Министерства образования и науки РБ; Валерий Поздняков, председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки РБ; Дмитрий Метелкин, заместитель руководителя Центра развития образования РАО; Евгений Малеванов, ректор ФГАОУ АПКиППРО; Владимир Цыренов, д.п.н., профессор, зав.лабораторией инновационных технологий в области защиты детства БГУ; Елена Манданова, к.п.н., руководитель ЦМСПРиОО БРИОП; Ольга Трунева, руководитель библиотечного ресурсного центра БРИОП; Софья Васильева, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы РБ; представители издательства «Просвещение», а также руководители районных (городских) управлений образования, методисты РУОМО, руководители образовательных организаций. Модератором работы круглого стола была Галина Фомицкая, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП».
С приветственным словом выступили Баир Жалсанов, Лариса Фальковская.
По проблеме разработки и принятия предметных концепций как элемента модернизации образовательной системы России на примере предмета «История» говорил Александр Данилов, руководитель Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение». Он подчеркнул, что проводится работа для заполнения содержания курса «Отечественная история», «История ХХ века».
Сергей Зубов, директор Санкт-Петербургского филиала АО «Издательство «Просвещение» озвучил проблемы изучения русского языка как государственного, как родного языка коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и отметил, что осталось мало национальных институтов. Софья Васильева рассказала о деятельности Ассоциации учителей русского языка и литературы РБ, о необходимости создания учебных текстов, сборников текстов, дидактических материалов для общения с представителями разных культур.
Дмитрий Метелкин, заместитель руководителя Центра развития образования РАО сообщил об основных тенденциях развития системы оценки качества в системе общего образования РФ. Ожидается расширение количества оценочных процедур, введение в практику всероссийских проверочных работ (ВПР), национального исследования качества образования (НИКО), которые являются относительно новыми инструментами. Будет вестись работа по разработке инструментария, апробации оценочных процедур в ОУ. Также будут изменения в системе самооценки ОУ, рейтинге школ с учетом и оценкой внеучебных достижений, непредметных результатов учащихся.
Евгений Малеванов, ректор ФГАОУ ДПО «АПКиППРО» озвучил тематику актуальных программ и курсов повышения квалификации. Приоритетное направление программ ПК - это обучение детей с ОВЗ, вступает в действие ФГОС инклюзивного образования.
Разработаны концепции отдельных учебных предметов и запланирована разработка в 2017 году концепции по предметам естественнонаучного цикла, преподавания иностранных языков и основ безопасности жизнедеятельности.
Также он отметил, что пересматривается содержание учебников, появляются электронные учебники, и в следующем году в новый Федеральный перечень будут включены электронные учебники.
Указом Президента РФ В.В. Путина №536 от 29.10.2015 «Об общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» создана детская организация, в которую может вступить любой школьник с 8 лет.
Евгений Малеванов упомянул о новом проекте «Национальная система роста учителя», направленном на становление и развитие системы качества образования, возможность карьерного роста учителя, развитие предметных компетенций учителей, изменения в системе аттестации педагогических работников.
Валерий Мосолов, главный конструктор главного конструкторского бюро АО «Издательство «Просвещение» рассказал о разработке комплексного продукта, в который входят средства обучения, дополнительное оборудование, инновационные проекты, общешкольные помещения, пришкольная территория, также о современной образовательной среде, о роли УМК в свете новых образовательных задач.
Сергей Сацевич, руководитель центра специальных форм обучения АО «Издательство «Просвещение» доложил участникам круглого стола, что введение ФГОС для детей с ОВЗ касается не только коррекционных школ, но и массовых школ, которые должны организовать включение ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. До 60% детей с ОВЗ обучаются в массовой школе, для чего необходимо создание в такой школе специальных условий, комплексного обучения, наличия штатных психологов, олигофренопедагогов, логопедов, дефектологов, а также учителей со специальными знаниями. Издательством разработаны специальные учебники и направлены на социализацию детей с ОВЗ, усиление внимания на формирование жизненных компетенций.
Республика Бурятия входит в число лидеров по количеству суицидов среди подростков. Приходится мало психологов на количество школьников.
Владимир Цыренов, д.п.н., доцент, зав.лабораторией инновационных технологий в области защиты детства БГУпо данной проблеме добавил, что по инициативе Уполномоченной по правам ребенка в РБ Татьяны Вежевич, разрабатываются рекомендации для выработки подходов к профилактике детского суицида. По проблеме обучения детей с ОВЗ в массовой школе наблюдается психологическая неготовность учителей, неготовность родителей и здоровых детей. Необходимо финансовое обеспечение для дополнительного образования, профессиональной переподготовки учителей, руководящих работников, подготовки тьюторов. В рамках данного вопроса требуется региональная система взаимодействия разных ведомств.
Модератор Галина Фомицкая выразила благодарность за работу участникам круглого стола и надежду на плодотворное сотрудничество.

Арюна Абидуева, к.ф.н., доцент Центра МСПРиОО БРИОП