Cеминар «Формирование функциональной грамотности обучающихся при реализации сетевых образовательных программ»


14 мая 2021 г. ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» организовал республиканский семинар «Формирование функциональной грамотности обучающихся при реализации сетевых образовательных программ» для педагогических работников и руководителей школ Сетевого дистанционного образовательного кластера Республики Бурятия.

Семинар организован и проведен в соответствии Плана мероприятий Министерства образования и науки Республики Бурятия по повышению качества образования Республики Бурятия на 2021 год на основе результатов международных сопоставительных исследований качества образования (PISA).

Участников семинара приветствовали В.А. Поздняков, заместитель министра – председатель комитета общего и дополнительного образования Министерства образования и науки РБ,  В.Ц. Цыренов, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.пед.н., от СДОК РБ С.Х. Очирова, директор МАОУ СОШ №7 г. Улан-Удэ.

Количество участников –  50 в очном режиме, 10 подключений на платформе ZOOM.

На пленарной части семинара выступили Л.Е. Халудорова, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, д.пед.н. с докладом «Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности», Я.В. Олзоева, доцент, д.филол.н. – «Текстовый подход как основа формирования функциональной грамотности обучающихся», И.Б. Буртонова, руководитель Центра воспитания и дополнительного образования, доцент, к.пед.н. – «Внеурочная воспитательная деятельность при реализации сетевой программы: разработка и реализация», А.В. Андреева, руководитель Центра информационных технологий, дистанционного и сетевого образования, ст. преп. кафедры естественно-математических дисциплин с докладом «Система работы по формированию компьютерной грамотности обучающихся», Т.В. Гармаева, доцент кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО «БРИОП», доцент кафедры психологии детства Педагогического института ФГБОУ ВО «БГУ имени Доржи Банзарова», к.псх.н. – «Психологические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся».
На семинаре работало 4 площадки секционных заседаний.

На секциях «Формирование математической грамотности обучающихся», «Формирование естественно научной грамотности обучающихся», организованных кафедрой естественно-математических дисциплин у участников были актуализированы их предметные знания, необходимые для решения задач повышенной сложности, организован разбор структуры и содержание заданий, их погрузили в практику решения задач PISA, участники поработали на сайтах, самостоятельно составили и проанализировали задания.

На площадке кафедры гуманитарных дисциплин прошло обсуждение основных приемов и техник формирования «Формирование читательской грамотности обучающихся»  через ознакомление с теоретическими основами, анализ ситуационных заданий в формате PISA (на платформе РЭШ), проектирование ситуационных заданий по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка, литературы, иностранных языков, истории и обществознания, защиту проектов.

На площадке «Управление формированием функциональной грамотности обучающихся: сетевой, школьный уровни» работали руководители школ СДОК РБ, директора, заместители директоров. Для них было презентовано применение коучинговых инструментов для управления. В активном диалоге была проанализирована модель многоуровневой системы развития профессионального мастерства педагогов, получены ответы на следующие вопросы: Каково содержание методической работы, обеспечивающей эффективное формирование функциональной грамотности обучающихся? Что должно быть сделано нам школьном уровне? На сетевом уровне? Какие условия необходимо создавать? Как связать развитие компетенции учителей с качеством образовательных результатов? Каково видение Вами региональной методической службы? Каковы задачи и суть деятельности?

РЕЗОЛЮЦИЯ
республиканского семинара
общеобразовательных организаций СДОК РБ

По результатам прослушанных докладов и аналитической работы, а также организованной дискуссии на секционных заседаниях выработано следующее решение о необходимости целенаправленной реализации следующих направлений работы:

На базе школ СДОК РБ:
-  Активизировать деятельность методических служб школ, управлять процессом формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе с применением коучинговых механизмов.
- Создать условия для развития профессиональных компетенций учителей. Обеспечить междисциплинарную интеграцию учителей.
- Системно внедрять в образовательный процесс подходы, техники и приемы формирования у обучающихся их функциональной грамотности.
- Создать банк заданий, пособий, учебных занятий, направленных на презентацию опыта формирования функциональной грамотности обучающихся.
На базе ГАУ ДПО РБ «БРИОП»:
- Организовать курсы повышения квалификации педагогических работников и руководителей ОО по обучению их техникам и приемам формирования функциональной грамотности обучающихся. Включить в План-Проспект образовательных услуг БРИОП 2022 г. программы бюджетных курсов повышения квалификации для педагогических работников и руководителей СДОК РБ на основе их заявок.
- Организовать систему методического, психолого-педагогического консультирования и методической, психолого-педагогической поддержки педагогических работников и руководителей ОО.
- Активизировать деятельность стажировочных площадок по развитию методических и психолого-педагогических компетенций педагогических работников и руководителей ОО.