Об итогах республиканского заочного конкурса «Мой мастер-класс» по развитию креативного мышления детей и молодежи


мастер классКафедрой гуманитарных дисциплин был проведен заочный конкурс «Мой мастер-класс» по развитию креативного мышления детей и молодежи. Конкурс был направлен на привлечение внимания педагогических работников ОО Республики Бурятия к проблемам развития креативного мышления детей и молодежи; стимулирования развития творческих способностей педагогических работников дошкольных образовательных организаций (ДОО), школ, среднего профессионального образования (СПО), дополнительного образования детей (ДОД).


Целью конкурса явилось повышение профессионального уровня педагогических работников в области развития креативного мышления детей, молодежи и выявление продуктивного опыта педагогических работников.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
- актуализировать вопросы развития креативного мышления детей и молодежи, способствующего созданию нового из того, что уже есть; решению проблем совершенно новым неординарным способом; отказу от стереотипного мышления; гибкости и оригинальности; предрасположенности к анализу и синтезу; умению интуитивно почувствовать правильное направление мысли, генерировать большое количество идей, продемонстрировать способность к новому, необычному видению и решению проблемы.
- популяризировать творческие формы планирования, организации и проведения мастер-классов.
В конкурсе приняли участие педагогические работники ДОО, школ, СПО, ДОД. Необходимо отметить, что активное участие приняли педагоги дошкольных образовательных организаций республики, отнеслись к конкурсу очень ответственно и творчески. Тематика представленных описаний мастер-классов была разносторонней: о развитии креативного мышления дошкольников при использовании техники Друдлы (Т.В. Карпукова, воспитатель МАДУ №3 «Колобок»), об играх с бусами в волшебном городе «Бусоград» (М.Г. Козлова, воспитатель МАДОУ «Черёмушка» с.Нижний Саянтуй), о многофункциональном дидактическом пособии «Онтохонуудай абдар» (Лепбук) (А.И. Намсараева, воспитатель подготовительной экспериментальной группы по бурятскому языку МБДОУ детский сад «Хараасгай» с. Нижняя Иволга), о познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование и проектирование (И.Л. Нимаева, воспитатель МБДОУ детский сад №8 «Огонек» общеразвивающего вида г. Гусиноозерск), о развитии креативного мышления на занятиях по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста (А.А. Овдина, учитель-логопед МБДОУ «Усть-Баргузинский детский сад «Елочка»), об эстетической игре как эмоционально-ассоциативном методе развития креативности у дошкольников (Т.А. Петрова, музыкальный руководитель МБДОУ «Подснежник» с. Бичура), об изготовлении Байкальской нерпы с помощью аквамазайки (С. Сороковикова, воспитатель логопедической группы МБДОУ Детский сад № 88 «Ладушки» комбинированного вида г. Улан – Удэ), о применении ИКТ в развитии метроритмического слуха у детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах (Н.В. Шишмарева, музыкальный руководитель МБДОУ ЗЦРР - Детский Сад "Улыбка "), о юрте как мини-музее (А.Ц. Баторова, старший воспитатель МБДОУ детский сад «Хараасгай» с. Нижняя Иволга).
Учителя общеобразовательных школ представили материалы по следующей тематике: об интеллект-картах на уроках истории и обществознания как средстве достижения новых образовательных результатов обучающихся (Ц.Б. Аюрова, учитель истории и обществознания МБОУ «СОСОШ №2»), о развитии эмоционально-чувственного восприятия природы через поэзию, музыку, изобразительное искусство (на примере художественного образа жаворонок - Булжамууртын орон») (М.Б. Мункуева, учитель бурятского языка и литературы ГБОУ «РБНЛИ №1»), о формировании экологической культуры у младших школьников через «зелёные аксиомы» (В.В. Патахинова, учитель начальных классов МБОУ «Кыренская СОШ»), о здоровом образе жизни: социальные и биологические потребности подростков в контексте формирования функциональной грамотности учащихся (О.В. Титова, учитель английского языка МАОУ «СОШ №32 г.Улан-Удэ»), о портрете креативного педагога (Ц.Ц. Цыренова, педагог-психолог МОУ Сужинская СОШ).
Приняли участие в данном конкурсе и педагоги, работающие в системе среднего профессионального образования. Это Ю.А. Ли, преподаватель ГБОУ «БКТИС» (Кроссенс «Основы гостиничного дела»), А.Л. Полубенцев, мастер П/О ГБОУ «БРИЭТ» (о конкурсе профессионального мастерства по профессии «Автомеханик»). Организаторы очень признательны коллегам за участие в конкурсе, им будут вручены благодарственные письма.
Анализ всех представленных материалов показал, что все участники постарались предъявить свой опыт работы, следовать предложенной структуре описания, изложить в доступной форме и в логической последовательности, оформить приложения. Вместе с тем необходимо отметить, что в содержании многих работ прослеживается недостаточный уровень соответствия требованиям, которые были изложены в Положении о заочном конкурсе. Не во всех работах поставленная проблема решается технологично, через конкретный способ, прием, технику, методику. В некоторых работах описаны интересные способы, техники, но нет логического завершения – получения конкретного результата. Не анализируется образовательная ситуация, которая является предпосылкой развития креативного мышления детей и молодежи. Нет четкого осознания особенностей мастер-класса как формы проведения и презентации образовательно-воспитательного занятия.
Не во всех работах соблюдено соответствие содержания материалов требуемым критериям:
- четкость поставленной цели;
- научность и новизна информации;
- способность к обобщению и распространению своего педагогического опыта (выбор темы и формы проведения мастер-класса; глубина и оригинальность содержания, мотивация аудитории к использованию авторских находок и идей; умение комментировать идеи, цели, задачи используемых технологий);
- своеобразие и оригинальность представленного опыта по развитию критического мышления, его соответствие заявленной проблеме;
- результативность деятельности обучающихся, которая доказывает эффективность использования техник и технологий, методов и приемов.
Таким образом, жюри конкурса оценило все поступившие работы, сделало вывод и рекомендует обратить внимание на проблемы, выявленные в ходе конкурса.
По итогам конкурса будут вручены:
1. Дипломы I степени:
- Данзановой Дари Батомункуевне, педагогу ДО МБДОУ детский сад «Хараасгай» с. Нижняя Иволга (Развитие креативного мышления детей посредством кукольного театра из бумаги «Щелкунчик»);
- Саковец Оксане Вячеславовне, воспитателю МБДОУ Онохойский детский сад «Солнышко» (Развитие креативного мышления дошкольников с использованием ментальных карт).
2. Дипломы II степени:
- Базаровой Светлане Альбертовне, воспитателю МБДОУ № 88 «Ладушки» (Мемомагнетика как одна из форм развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста);
- Адвокатовой Туяне Викторовне, воспитателю МБДОУ № 88 «Ладушки» (Символ Вербного Воскресения как средство развития креативного мышления детей);
- Гордеевой Ольге Викторовне, воспитателю ДОО МБДОУ «Хоронхойский детский сад» (Развитие креативного мышления дошкольников с использованием технологии «Утренний круг на практике»);
- Бурлаковой Наталии Анатольевне, педагогу дополнительного образования МБУ ДО "Кяхтинский ЦДО" (Развитие креативного мышления людей, имеющих сложности во взаимоотношениях внутри своего коллектива с использованием сказки «Часы»)
- Доржиевой Туяне Бубеевне, учителю русского языка и литературы МАОУ СОШ № 64 (Кластер на уроке русского языка как способ развития креативного мышления школьников)
3. Дипломы III степени:
- Данжеевой Наталье Александровне, учителю английского языка МБДОУ № 104 «Зорька» (Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста посредством моделирования сказок)
- Смолиной Светлане Вениаминовне, учителю — логопеду МБДОУ «Детский сад № 6 «Берёзка» г. Кяхта (Развитие фонетико-фонематического (креативного) восприятия дошкольников
- Томиловой Ксении Александровне, преподавателю математики ГБПОУ «БРИЭТ» (Математическая игра в условиях цифровой образовательной среды как средство развития креативного мышления студентов)
- Латышевой Нине Владимировне, педагогу МБУ ДО "Кяхтинский ЦДО" (Эффект акварели в программе "Adobe Photoshop" в развитии креативного мышления школьников)
- Моисеевой Цыцыкме Петровне, учителю географии, Степановой Дариме Викторовне, учителю русского языка и литературы МБОУ «Кыренская СОШ» (Развитие креативного мышления учащихся на интгерированном уроке «Я рожден под счастливой звездой по названью Тунка»).
4. Грамоты за активное участие в заочном конкурсе «Мой мастер-класс» по развитию креативного мышления детей и молодежи
- Олийник Ирине Николаевне, старшему воспитателю МАДОУ «СЦРР – ДС «Золотой ключик» г. Северобайкальск
- Очировой Арюне Ширап-Самбуевне, педагогу-психологу МБДОУ детский сад «Хараасгай» с. Нижняя Иволга
- Очировой Евгении Жамбаловне, методисту, педагогу дополнительного образования МБОУ ДО "Районный центр дополнительного образования" МО "Курумканский район»
- Ульяненко Светлане Сергеевне, старшему воспитателю МАДОУ «Детский сад № 3 «Колобок» комбинированного вида г. Улан-Удэ
- Федотовой Маргарите Владимировне, учителю технологии МБОУ Оерской СОШ
- Финк Ирине Юрьевне, педагогу дополнительного образования МБУ ДО "Кяхтинский ЦДО"
- Чулковой Надежде Владимировне, педагогу дополнительного образования МБУ ДО "Кяхтинский ЦДО"
- Горшениной Татьяне Владимировне, педагогу дополнительного образования МБУ ДО "ДТОР Города Улан-Удэ".