Круглый стол «Проблемы создания образовательных округов»

31 мая 2016 г. в г. Улан-Удэ комиссией по науке, образованию и инновационному развитию Общественной палаты Республики Бурятия организован круглый стол, посвященный проблемам создания образовательных округов в системе общего образования Республики Бурятия. В работе круглого стола приняли участие министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов, председатель Общественной палаты РБ Владимир Прокопьев, член Общественной палаты РБ по науке, образованию и инновациям, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Галина Фомицкая, начальники муниципальных органов управления образованием, директора муниципальных школ - образовательных округов, представители общественности.
С приветственным словом выступил Алдар Дамдинов, в котором остановился на основных ключевых тенденциях, определяющих развитие образовательных округов в Республике Бурятия. Отметил, что основной целью деятельности участников образовательного округа является совместная реализация образовательных программ общего, дополнительного и профессионального образования.
Людмила Цыдыпова, директор Селенгинской гимназии, выступила с докладом «Практика организации образовательного процесса в условиях муниципальной системы образования». Поделилась с опытом и основными направлениями деятельности гимназии как базовой школы образовательного округа г. Гусиноозерск Селенгинского района.
С докладом на тему: «Соотношение ведомственного управления и самостоятельности образовательных округов» выступила Светлана Лузанова, начальник МКУ МО «Кяхтинский район». Светлана Лузанова подробно рассказала историю становления образовательного округа на примере Алтайской школы, которая действовала с 1992 года. Ею были выделены и положительные и отрицательные стороны создания таких округов.
Татьяна Митрофанова, директор образовательного округа – 32 г. Улан-Удэ выступила с докладом «Действенность модели образовательного округа в условиях современного города». Она отметила необходимость подготовки управленческих кадров для образовательных округов.
Эржени Будаева, главный специалист отдела дошкольного воспитания комитета по образованию г. Улан-Удэ, в своем докладе «Перспективы развития сетевых образовательных округов» рассказала о деятельности новой модели – сетевого образовательного округа «Мы вместе». Деятельность по реализации данной модели осуществляется по следующим направлениям:
- Сетевая реализация программ;
- Единая сетевая система оценки качества образования;
- Сетевой методический сервис;
- Информационная образовательная среда.
Также отметила, что в будущем планируется включение в состав Сетевого образовательного округа «Мы вместе» образовательных организаций Крыма, Краснодарского края, Амурской области, Иркутской области, Забайкальского края.
Все участники дискуссии подчеркнули, что реализация одного из главных направлений образовательной политики - повышения доступности качественного образования независимо от места жительства, определяет необходимость объединения ресурсов школ. Образовательная политика Правительства Республики Бурятия направлена на формирование и развитие современной модели системы образования, предполагающей создание образовательных округов, которые рассматриваются как одна из эффективных инновационных мер, позволяющих образовательным учреждениям не только выживать в сложных экономических условиях, но и динамично развиваться.
За два года деятельности образовательных округов достигнуты определенные успехи, наработаны лучшие образовательные практики. Создание образовательных округов повлекло за собой системные изменения во всей региональной системе образования. Эти изменения произошли в первую очередь в развитии образовательных учреждений, организационно-педагогических систем, систем управления и ресурсного обеспечения образовательного процесса, систем взаимоотношений с внешней средой. Большинство образовательных округов обладает квалифицированным и мобильным педагогическим коллективом, готовым строить для детей индивидуальные образовательные траектории, менять способы преподавания, изучать и внедрять новые педагогические технологии. Кроме того, в образовательных округах налажены тесные контакты с органами местного самоуправления, проявляется активное общественное участие в управлении образованием, готовность работать вместе. Значимыми являются контакты округов с методистами регионального (а не только районного) уровня, взаимодействие учителей с общероссийскими образовательными ресурсами. Особое внимание уделяется развитию дистанционных форм обучения: по интернету, по скайпу, с помощью телемостов. Как показывает практика, образовательные округа в отдаленных местностях демонстрируют примеры успешного взаимодействия даже при недостаточной скорости Интернета.
У образовательных организаций, вошедших в состав образовательного округа, появилась возможность эффективного использования площадей за счет «внутренней миграции» детей по разным корпусам, нахождения новых подходов к решению проблемы определения и достижения сквозных образовательных результатов при реализации ФГОС разного уровня, разработки новых механизмов школьной системы оценки качества. Таким образом, наибольшие эффекты получены относительно содержательной части деятельности образовательных округов.
Вместе с тем участники круглого стола отметили, что у образовательных округов существует комплекс проблем, влияющих на их позитивное развитие.
Анализ наиболее существенных проблем позволяет объединить их в несколько групп:
Организационно-управленческие: обозначенные в Положении об образовательных округах муниципальные Советы и Координационный совет, призванные координировать деятельность образовательных округов, на сегодняшний день фактически номинальны.
Нормативно- правовые: остаются не разработанными нормативно - правовые документы, регулирующие объединение разноуровневых образовательных организаций, социальных институтов, имеющих различную ведомственную принадлежность, объединение фондов и соответственно, их распределение.
Финансовые: при объединении организаций в образовательный округ не произошло объединения финансирования, не выработаны единые финансовые нормативы для школ, детских садов, порядок определения заработной платы (в школе — ученик - час, в саду - окладная система, техперсонал отдельно). При увеличении ответственности и объема работы у директора образовательного округа не произошло изменение заработной платы, которая выплачивается ему только как работнику школы, в некоторых округах ему доплачивается как стимулирующая часть из фонда детского сада, без оплаты базовой части, что противоречит существующему законодательству.
В этой связи возникает необходимость выработки единых подходов к организации деятельности образовательных округов на территории Республики Бурятия.
Содержание выступлений, а также дискуссии в ходе работы Круглого стола позволили сформулировать следующие рекомендации:
1. Министерству образования Республики Бурятия:
• разработать нормативно - правовые акты, регулирующие межведомственное взаимодействие при создании образовательных округов;
• активизировать работу Координационного Совета образовательных округов; скоординировать деятельность муниципальных Советов образовательных округов;
• разработать механизмы объединения финансовых потоков учреждений, входящих в состав образовательного комплекса.
2. Муниципальным органам управления образованием:
• при создании округов учитывать плотность населения, эффективность использования площадей и объединять учреждения вокруг школы - лидера;
• предусмотреть в муниципальном задании выделение средств на организацию в образовательном округе дополнительного образования.
3. Образовательным округам:
• создать условия, стимулирующие активность общественности в разработке нормативной правовой документации деятельности округа, в продвижении позитивных результатов совместной деятельности по повышению качества образования, индивидуальных образовательных результатов и удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
• в целях содействия социально - правовой защищенности учителей образовательного округа включать представителей профессиональных сообществ в комиссии по реализации регионального компонента профессионального стандарта учителя, в экспертные группы по аттестации учителей, а также при рассмотрении ходатайств на получение государственных наград;
• разработать механизмы информирования профессиональной и родительской общественности в доступной и понятной форме, позволяющей формировать обоснованные суждения и заключения относительно эффективности деятельности образовательного округа.