Всероссийское совещание «Введение ФГОС дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы»

3 cb1881918305daea83687c52d5bbf8cd29 сентября 2017 в Федеральном институте развития образования (г. Москва) состоялось Всероссийское совещание «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы»Совещание организовано Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования».
В совещании приняли участие: Ираида Тихонова, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Наталья Костюк, начальник отдела нормативного регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ; Евгений Сильянов, директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей; Сергей Пономаренко, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки МОиН РФ (Рособрнадзор); Александр Асмолов, ректор ФГАУ «ФИРО», академик РАО, д.психол.н., профессор; Евгений Малеванов, ректор ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», к.п.н.; Татьяна Волосовец, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», к.п.н.; Алексей Майер, профессор ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарный технологический университет» г. Орехово-Зуево, д.п.н.; Евгений Ямбург, директор Центра образования №109 (г. Москва), академик РАО, д.п.н.; более 260 человек из 80 субъектов Российской Федерации, руководители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, представители органов исполнительной власти, курирующие вопросы образования, представители системы профессионального педагогического образования, руководители и специалисты дошкольных организаций. От Республики Бурятия в совещании приняла участие Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики».
Всероссийское совещание было посвящено подведению предварительных итогов введения ФГОС ДО, выявлению ключевых проблем и определению путей их решения. Совещание явилось частью ряда мероприятий, направленных на выполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина об обеспечении перехода дошкольных образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также мероприятием, реализуемым в рамках подготовки к выполнению Указа Президента РФ от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ДО состоялось на пленарном заседании и в работе круглых столов: «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования»; «Нормативно-правовое сопровождение ФГОС ДО и оценка качества дошкольного образования»; «Актуальные подходы к организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Участники совещания признали необходимым решение ряда проблем и сформулировали предложения.
На федеральном уровне:
• создать федеральную Координационную группу по вопросам дошкольного образования;
• провести анализ и открытое профессиональное обсуждение результатов лонгитюдного исследования качества дошкольного образования, осуществляемого Рособрнадзором в 2016-2017 годах;
• разработать механизмы оценивания, а также добровольной сертификации качества реализуемых основных образовательных программ дошкольного образования;
• разработать механизмы мониторинга качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования и условий реализации образовательных программ на федеральном и региональном уровнях и обеспечить регулярное проведение данного мониторинга;
• изучить вопрос несогласованности нормативных правовых актов в части регламентов организации образовательной деятельности и создания предметно-пространственной развивающей среды и предложить способы совершенствования нормативной базы дошкольного образования;
• изучить успешный опыт привлечения родителей к участию в образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста и способствовать его популяризации в родительской среде;
• обеспечить информационно-методическую поддержку сотрудников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, а также их обучение лучшим образовательным практикам реализации ФГОС ДО и образовательных программ дошкольного образования, позволяющим добиваться высоких результатов качества дошкольного образования в контексте методологии психологии и педагогики развития;
• обеспечить информационно-методическую поддержку педагогических работников дошкольного образования по вопросам, возникающим в ходе разработки и внедрения адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• привести в соответствие с принципами и требованиями ФГОС ДО образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по соответствующим направлениям;
• проработать вопрос организации научных лонгитюдных исследований влияния образовательных программ дошкольного образования на детское развитие;
• проработать вопрос содействия созданию саморегулируемых профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования (федеральная ассоциация работников дошкольного образования).
На региональном уровне:
• совершенствовать качество основных образовательных программ дошкольного образования;
• обеспечить условия для реализации образовательных программ дошкольного образования в ДОО, выполняющих требования ФГОС ДО, учитывающих положения примерной основной образовательной программы дошкольного образования и направленных на развитие позитивной социализации детей, создание мотивационных образовательных сред, развитие жизненных навыков детей и поддержку их интересов;
• осуществлять мониторинг качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
• содействовать повышению качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
• содействовать развитию системы независимой оценки качества дошкольного образования;
• совершенствовать механизмы информационно-методической поддержки сотрудников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, нацеленные на повышение качества дошкольного образования в регионе в соответствии с требованиями ФГОС ДО, организованные условия для обмена лучшим опытом реализации стандарта, а также повышать качество программ повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования, в том числе с помощью межрегионального взаимодействия;
• поддержать создание и развитие психологической службы в ДОО, а также сети доступных психологических консультаций для родителей с детьми дошкольного возраста по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
• создавать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ДОО.

Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»