О завершившейся научно-практической конференции «Духовно-нравственное и гражданское воспитание в системе общего образования и СПО: опыт инновационных практик»


18 апреля состоялась научно-практическая конференция по теме «Духовно-нравственное и гражданское воспитание в системе общего образования и СПО: опыт инновационных практик». Она была организована кафедрой гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Приняли участие преподаватели русского языка и литературы, бурятского языка и литературы, иностранных языков, истории, обществознания, МХК и других предметов школ, коррекционных школ, системы СПО Республики Бурятия.
На конференции обсуждались актуальные проблемы, перспективы и региональный опыт инновационных практик по вопросам духовно-нравственного и гражданского воспитания детей и молодежи в контексте современных социокультурных, социально-педагогических условий.
Были поставлены и решены следующие конкретные задачи:
- изучение вопросов и подходов к углублению и обновлению содержания духовно-нравственного, гражданского воспитания детей и молодежи: теоретический аспект;
- диссеминация опыта инновационных практик по вопросам духовно-нравственного и гражданского воспитания детей и молодежи;
-организация профессионального общения учителей гуманитарного цикла, занимающихся вопросами духовно-нравственного и гражданского воспитания детей и молодежи;
- стимулирование научно-исследовательской и проектной деятельности среди учителей гуманитарного цикла.
В первой половине дня работа инновационной площадки была организована на базе гимназии №14 г. Улан-Удэ. Участники конференции отметили, что в гимназии №14 они увидели уникальные подходы и практики на уроках, проведенных Ларисой Николаевой (МХК), Софьей Васильевой (литература), Юлией Сальниковой (литература), Надеждой Двойнишниковой (обществознание), Татьяной Фентяжевой (английский язык), Ольгой Федосеевой (русский язык), Алексеем Тихоновым (история), Оксаной Колобовой (литература), Даримой Гомбоевой (бурятский язык). Большой интерес вызвали внеклассное мероприятие, проведенное девятиклассниками (кл. рук. Софья Васильева) и мастер-класс по акриловой заливке, проведенный Екатериной Майоровой.
Наталья Брянская, учитель русского языка и литературы МБОУ «Онохойская СОШ №1», делясь своими впечатлениями о посещении гимназии №14, сказала о том, что участники конференции выделили следующие основные направления инновационных преобразований в гимназии:
- создание в школе мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию всех субъектов образовательного через эмоциональное восприятие, наблюдение, поиск смыслов познаваемого, рефлексию, художественное творчество. Данные педагогические условия были обоснованными с позиций аксиологического и рефлексивно-деятельностного подходов;
- обновление содержания урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (педагогическим новшеством стали идеи, обогатившие содержание обучения и воспитания школьников, учебные и воспитательные программы);
- реализация особых форм, методов и приёмов воспитания;
- поиск педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников; поиск педагогических средств способных эффективно содействовать развитию эмоциональной отзывчивости детей;
- интеграция учебной и внеучебной деятельности, объединение их в целостный процесс.
Изучение эффективного опыта работы гимназии №14 позволило увидеть, что содержание воспитания в ней включает: присвоение ребёнком ценностей, определяющих его понимающее отношение к людям, освоение рефлексивной деятельности, предполагающей интенсивное осмысление познаваемого, обогащение опыта общения, основанного на отношениях открытости собственного опыта для другого человека и открытии опыта другого человека для себя. Как видно из опыта работы гимназии №14, духовно-нравственное воспитание становится более эффективным в тех школах, в которых этот процесс выстраивается на принципах обогащения разнообразной деятельности школьников нравственно-ценностным содержанием, созидательного творчества и заботы, обеспечения субъектной позиции ребёнка, эмпатийности общения педагога и детей.
Во второй половине дня в аудиториях БРИОП работали 4 дискуссионные площадки: «Гражданско-патриотическое воспитание: традиции и инновации», «Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития детей и молодежи», «Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе», «Опыт реализации программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи во внеурочной деятельности ОУ».
На завершающем этапе конференции выступили участники об итогах работы дискуссионных площадок, поделились своим мнением, высказали свои конструктивные предложения, замечания, пожелания, благодарили организаторов конференции за предоставленную им возможность для взаимного обмена опытом. Это Татьяна Залюбовская, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ№26» г.Улан-Удэ, Дарима Донирова, преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «БРПК», Людмила Жаргалова, учитель английского языка МАОУ «СОШ №20» г. Улан-Удэ, Людмила Маркова, учитель истории и обществознания МАОУ «Селенгинская гимназия».
В заключении конференции выступил Владимир Цыренов, ректор, д.п.н. Он отметил, что тема, которая была затронута на данной конференции, очень сложная, философского толка, так как предметом обсуждения является вопрос о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Несмотря на это, кафедра сумела выделить интересные и актуальные аспекты этой темы и обсудить на площадках. Отрадно то, что в первой половине дня участники имели возможность посетить гимназию №14, посмотреть практические занятия. Ведь в условиях современного российского общего образования методическая служба, методическая работа в школе не является нормой. Поэтому анализ посещенных уроков, мастер-классов, внеурочных занятий будет очень полезным. Также нужно напомнить одну из множества задач ФГОС ОО - формирование российской идентичности, и всем понятно, что в основе многонациональной культуры России лежат духовно-нравственные ценности. Все попытки сформировать эти ценности через воспитательную деятельность не имеют успеха, так как в традициях России до сих пор остается: сначала все разрушить, сломать, а потом искать способы решения проблемы. Поэтому воспитательная работа находится, можно сказать, в зачаточном состоянии. Также Владимир Цыренов, являясь при Правительстве РБ членом Совета по патриотическому воспитанию, замечает, что все планируемые мероприятия и события носят устоявшийся, традиционный характер. Но время не стоит на месте, молодежь другая, поэтому сегодня нужны иные формы, методы, способы общения и совместной деятельности с ними. Более того, аксиологические установки сильно трансформировались, изменились. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенные на кафедре социально-психологического факультета БГУ. Такие базовые, фундаментальные ценности, как здоровье, семья, друзья, остаются неизменными. Вместе с тем уровень общей культуры очень низок. Казалось бы, что, чем выше уровень образованности, тем выше уровень культуры. Однако наблюдается обратное. Поэтому возрастает роль учебной деятельности, основная тяжесть ложится на предметную и внеурочную деятельность. Также профилизация требует определенных изменений. Сегодня учителя Бурятии не только должны транслировать идеи и положения ФГОС, но еще хорошо знать сам текст ФГОС. Обсуждаемая проблема должна находить отражение и в содержании различных профессиональных конкурсов. В настоящее время поднимается вопрос о создании муниципальных методических центров в городе, в деятельности этого центра нужно обратить особое внимание на воспитательную деятельность. На днях приедут педагоги из Агинского округа делиться опытом работы, необходимо принять участие, чтобы сравнить и сопоставить подходы к организации воспитательной деятельности. В республике много учителей, которые позиционируют свой инновационный опыт, при этом БРИОП должен стать тем педагогическим домом, где будут все собираться для обмена этим опытом. Было также отмечено, что выступления в заключительной части конференции очень содержательны.
Модераторами на площадках были Лариса Гармажапова, Ирина Цыренова, Аюна Данзанова, Арюна Абидуева, Баярма Цырендоржиева, Ханда Цыденова. Благодаря их высокому профессионализму, командному духу и неравнодушию состоялась эта конференция. Рефлексируя, они отметили, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, гражданственности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна. Отечественные школы ведут поиск педагогических условий духовно-нравственного развития школьников, педагогических средств, способных эффективно содействовать духовно-нравственному развитию детей. Важно передать школьникам базовые национальные ценности, сохраненные через века в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, безнравственности. Поэтому целью инновационной деятельности в воспитании школьников становится поиск технологий, методик освоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей. Этим и занимаются, на их взгляд, в гимназии №14 и все учителя, которые приняли участие в этой конференции.
В конце была зачитана и принята резолюция конференции.

IMG 7906После конференции Елена Степанова, ведущий специалист кафедры, в качестве интервьюера побеседовала, задала вопросы участникам конференции и получила такие ответы. Туяна Токуренова, учитель начальных классов МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района, отметила, что роль духовно-нравственного воспитания в школе и системе СПО на сегодняшний день является очень актуальной. Современные школьники и студенты – это ведь наше будущее, будущее нашей страны. И от того, как мы построим систему духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях, будет зависеть то, какое государство будет у нас в будущем. Образовательные организации играют важную роль в духовно-нравственном становлении наших детей, так как именно мы (педагоги) являемся «скульпторами душ» наших детей, и от того, как мы их отточим, как мы их подготовим к жизни, и от того, каковы будут грани этой личности, будет зависеть будущее нашей страны. Необходимы не только разовые мероприятия, но и большие проекты, которые в дальнейшем увлекут детей, возможно, заставят их посмотреть на себя с другой стороны, помогут переориентировать их в нужный вектор. Необходимо заложить такую основу, чтобы в дальнейшем ничто не поколебало бы их, помочь выработать у них твердую гражданскую позицию. На завершившейся конференции было представлено много интересных проектов. Меня очень заинтересовал проект учителя истории школы №18 Алексея Леонова «Примеры гражданско-патриотического воспитания через организацию школьной образовательной программы МАОУ СОШ № 18», в нем представлен богатейший материал, накопленный за многие годы работы в системе образования. Постоянно делится своим опытом, имеет много публикаций, для учителей, на мой взгляд, это очень полезно. Публикация – это такой образовательный продукт, который может отразить опыт нашей деятельности. Привлек мое внимание доклад учителя русского языка и литературы МБОУ «Онохойская СОШ №1» Натальи Брянской «Проект «Страна Пионерия» и его роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников». Этот проект дает возможность перенестись его участникам в советскую эпоху, рассказать о пионерском движении, подчеркнуть привлекательные для детей моменты этого движения, созданного в первую очередь как интересная активная игра, имеющая воспитательные моменты, поднимающая духовно-нравственные аспекты воспитания. А также очень заинтересовала работа «Социальный сетевой проект «Диалог поколений» Натальи Карповой, учителя информатики МБОУ «Брянская СОШ». Этот проект интересен тем, что в нем участвуют учащиеся разных школ. Основное направление – поисковая работа, сбор материала об участниках войны, живущих рядом. Ветеранов осталось совсем мало, необходимо успеть собрать как можно больше информации из первых уст. 
IMG 7910 3Надежда Кочнева, учитель русского языка и литературы ГБОУ "Селенгинская СКОШ-И" в своем интервью сказала о том, что сейчас, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного воспитания в школе, а также в стране. Это первоочередная задача в воспитании школьников. В настоящее время наше общество проецирует в средствах массовой информации элементы насилия, жестокости, акты вандализма, и именно школа, как очаг воспитания детей, должна говорить о том, что есть зло, что есть добро, говорить детям про общечеловеческие ценности, обсуждать с ними правила поведения. Также она отметила положительный момент: состав участников конференции был разнообразным – это учителя образовательных школ, коррекционных школ и СПО, это говорит о том, что всех волнует проблема духовно-нравственного воспитания. Отрадно видеть, что педагоги представляют не только доклады, но и проводят мастер-классы и другие формы работы. Готовы делиться своими наработками, обмениваются своими контактами для дальнейшего сотрудничества. Конференция прошла, на ее взгляд, очень продуктивно.

Любовь Халудорова, и.о. заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин.