Завершены курсы «Межпредметные связи литературы с другими видами искусства как реализация требований обновленных ФГОС»


Screenshot 55 и 6 апреля 2023 г. прошли внебюджетные КПК «Межпредметные связи литературы с другими видами искусства как реализация требований обновленных ФГОС» (руководитель - профессор КГД С.С. Имихелова). Курсы были посвящены рассмотрению межпредметности как условия формирования УУД в литературном образовании учащихся, тех требований обновленных ФГОС в преподавании литературы, которые направлены на обязательный учет межпредметных связей с курсом русского языка, с историей и обществознанием, с предметами художественного цикла, на формирование эстетического отношения учащихся к окружающему миру, развитие речи, историзма мышления, художественного вкуса.

Проблемам восприятия и понимания литературных произведений в тесной связи с другими видамиискусства, а также историко-теоретическому освещению взглядов русских и зарубежных ученых на интеграцию литературы и искусства в школьном преподавании словесности посвятила свою лекцию профессор БГУ В.В. Башкеева, д.ф.н. На примерах взаимодействия разных искусств в развитии чувства причастности к отечественной культуре, формировании аксиологической сферы личности она остановилась на сопоставлении текстов литературы и живописи. Лекция нацеливала слушателей на формирование культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания учащимися собственных устных и письменных высказываний.
Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин И.П. Цыренова рассмотрела межпредметные связи в курсе литературы в логике обновленных ФГОС, а именно на воспитании умения сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино). Особенно запоминающимся в выступлении методиста стало освещение вопроса о том, как подготовить учащихся к творческим работам различных жанров (например, создание рецензий на кинофильм или спектакль) в процессе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Практические вопросы формирования межпредметных умений на уроках литературы осветила учитель литературы СОШ №2 с УИОП И.Б. Костина, к.п.н. Основное внимание она остановила на связи литературы и музыки, убедительно используя самые разные формы уроков. Воспитание эстетического вкуса, его воплощение в творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности она показала на материале методических приемов использования произведений русских и зарубежных композиторов, имеющих как самостоятельный, так и иллюстративный характер.
С.С. Имихелова познакомила с опытом практического применения таких инновационных технологий, как эвристическое обучение, педмастерские творческой деятельности, обучающее тестирование, в частности, показав их на примерах сопоставления «языка» литературного произведения с языком других искусств. Указала на то, что в разговоре об экранизациях, театральных постановках, живописных полотнах, музыкальных иллюстрациях учителю-словеснику всегда необходимо подчеркивать господство литературы как особой формы эстетического отношения к миру.
Особое внимание слушателей вызвал мастер-класс Ю.П. Гармаевой и Ю.М. Соколовой, преподавателей русского языка и литературы МГЛ им. Д. Аюшеева. Они поделились своим опытом развития эмоционального интеллекта как стремления учащихся к самовыражению в разных видах искусства, представили такие формы эмоционально сложной деятельности учащихся, как хоровое чтение, литературная мастерская, диспут-клуб, которые произвели неизгладимое впечатление на слушателей курсов. Молодые учителя продемонстрировали при этом, как в сотрудничестве со специалистами лицея они направляли свою деятельность на воспитание коммуникативности, таких качеств, как осознанность, мотивированность, адаптивность (умение в ситуации эстетической и эмоциональной напряженности проявить себя и дать самооценку). Их воспитанники могли быть дирижерами в хоровой декламации, модераторами – в мероприятиях внеурочной деятельности, сценаристами в проведении кастинга для театрализации, в умелой презентации своих результатов. Слушатели и организаторы курсов единодушно выразили стремление взять на вооружение эти и другие творческие формы проявления межпредметных связей на уроках литературы и во внеурочной деятельности.