Круглый стол Комитета НХ РБ по социальной политике на тему: «О ходе реализации Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» в части повышения квалификации педагогических работников».

16 февраля 2016 года состоялся Круглый стол Комитета НХ РБ по социальной политике на тему: «О ходе реализации Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» в части повышения квалификации педагогических работников». В работе Круглого стола приняли участие Александр Стопичев, председатель Комитета Народного Хурала РБ по социальной политике, депутаты НХ: Анатолий Павлов, Светлана Будаева, Оксана Бухольцева, представители МОиН РБ, Минэкономики РБ БРИОП, БГУ, БРПК, профессиональных ассоциаций учителей – предметников, руководители муниципальных органов управления образованием, директора и педагоги образовательных организаций республики.
Александр Стопичев, председатель Комитета Народного Хурала РБ по социальной политике в своем вступительном слове отметил, что целью круглого стола является определение современного состояния и выявление проблем в системе повышения квалификации педагогических работников. 
Вопросы развития региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с позиций требований к современному учителю, предъявляемому в рамках внедрения ФГОС ОО, профессионального стандарта педагога и в ракурсе демографических изменений озвучены в докладе заместителя министра образования и науки Жалсанова Б.Б. Ключевой проблемой системы образования на сегодняшний день является нехватка педагогов в учреждениях общего образования (в 2015 г. на 98,7 %), возрастной и гендерный дисбаланс (доля учителей пенсионного возраста - 22,2%), медленное обновление педагогического корпуса (доля учителей в возрасте до 35 лет за три последних года выросла всего на 2% (с 21% до 23%). На основе мониторинга обеспеченности ОО РБ педагогическими кадрами министерством составлен прогноз потребностей образовательных организаций до 2030 гг. В среднем ежегодно потребность в педагогических кадрах составляет от 141 до 400 учителей по различным предметам. С целью решения проблемы увеличены контрольные цифры приема по направлению «Образование и педагогика», реализуется целевая программа по подготовке педагогических кадров - выделено 9,5 млн. руб. на подготовку 250 педагогов для системы общего образования Республики Бурятия. В сложившихся условиях дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в повышении не только квалификации, организации профессиональной переподготовки, но и мотивации на постоянное совершенствование и саморазвитие.
В ГАУ ДПО РБ БРИОП за три года (2013-2015 гг.) по государственному заданию обучено 12800 слушателей, реализовано 347 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников. Дополнительно более 6 тысяч педагогов повысили квалификацию за счет средств федеральных и республиканских целевых программ, 25 руководителей школ повысили квалификацию по программам Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в г. Иркутск, в г. Москва в рамках федеральной программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования на 2011 – 2014 годы». В рамках ФЦПРО в период с 2011-2013гг., 2014-2015 гг. по направлениям НОИ «Наша новая школа» прошли ПК в форме стажировки свыше 650 педагогов ОО РБ и т.д.
Организуется повышение квалификации педагогических работников в Институте непрерывного образования БГУ, межрегиональном институте повышения квалификации при ВСГТУ, Институте дополнительного профессионального образования и инноваций Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, им. В.Р. Филиппова», Бурятском республиканском педагогическом колледже, Республиканском центре социальной, информационно методической помощи и обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Республиканском центре народного творчества.
Дальнейшее развитие региональной системы повышения квалификации связано с реализацией персонифицированной модели ПК, в рамках которой МОиН РБ формирует региональный заказ на повышение квалификации работников образования, организует экспертизу программ ПП и ПК, проводит мониторинг качества и результативности повышения квалификации, организует и координирует взаимодействие субъектов системы повышения квалификации и переподготовки.
Галина Фомицкая, ректор ГАУ ДПО РБ БРИОП в своем выступлении обозначила современное состояние и перспективы развития процесса ПК педагогических работников. БРИОП кроме обучения слушателей в рамках госзадания, осуществляет обучение в рамках реализации федеральных, республиканских целевых программ: ФЦПРО 2011-2015 гг, Госпрограмма «Сохранение и развитие бурятского языка в РБ на 2014-2020 гг., «Доступная среда», «Русский язык как неродной» и в рамках организации внебюджетных курсов, консалтинговых услуг по заявкам от образовательных организаций.
Особое внимание заслуживает повышение квалификации педагогических и управленческих работников на базе стажировочных площадок по реализации ФЦПРО «Наша Новая школа», ФЦПРО «Расширение ГОУО» и сопряженного проекта «Внедрение и реализация профстандарта педагога».
Сегодня институт вышел на адаптированную персонифицированную модель ПК, предполагающую конструирование индивидуального образовательного маршрута, реализуются адресные программы ПК, организуется тьюторское сопровождение учителей в межкурсовой период. Вместе с тем, существует ряд проблем реализации персонифицированной модели: командирования слушателей к месту прохождения ПК, нормативного закрепления объема курсов ПК, формирования единого норматива на образовательные услуги по ПК, качество дистанционного образования. Отдельное внимание уделено в докладе организации здоровьесбережения педагогов.
Людмила Власова, директор МАОУ «Селенгинская гимназия» обозначила ряд проблем, существующих в процессе повышения квалификации педагогов:
- слабо выраженная внутренняя мотивация учителей на повышение квалификации, поскольку повышают квалификацию педагоги только в связи с аттестацией;
- отсутствие или недостаточная возможность учителям позиционирования собственного опыта, профессионального роста в рамках традиционных курсов ПК;
- фактически нет права выбора поставщика услуг ДПО, выезда за пределами региона, поскольку денежный фонд на ПК — консолидируется в МоиН РБ;
- нет фиксированного норматива на ПК учителей, рассчитать реальную стоимость ПК сложно, хотя в этом направлении, возможно выйти на уровень софинансирования ПК с учителем в раках эффективного контракта.
- не предусмотрены расходы на повышение квалификации в муниципальном бюджете и это не предусмотрено в муниципальном задании.
В качестве решений данных проблем предложено:
- организовывать курсы ПК отдельно для молодых специалистов и учителей – стажистов, дифференцированно отвечая на их запросы;
- ПК организовывать по индивидуальным образовательным программам, предусматривая комплекс услуг разных поставщиков по индивидуальному временному графику.
Подчеркнуто, что система персонифицированного повышения квалификации, т.е. личностно-ориентированное, адаптированное к индивидуальным запросам и потребностям конкретного педагога
Клара Латкина, председатель Ассоциации учителей математики РБ, говоря о системе ПК учителей математики, отметила, что учителям сложно отслеживать технологические новшества, изменения в требованиях, поскольку учителя перегружены (36- 40 часов нагрузки) и нет условий для качественной подготовки учителя. Это объясняется и усугубляется нехваткой кадров ОО РБ.
Светлана Нимбуева, директор БРПК, говоря о некоторых подходах выстраивания эффективности решения системы ПК педагогических работников, отметила, что в БРПК более 4 тыс. педагогов в год проходят повышение квалификации по направлениям: дошкольная педагогика, педагогика дополнительного образования, коррекционная педагогика и пр. Преимущества БРПК в том, что условия ПК максимально приближены к реальным, ПК проходит на базе детского сада, летнего лагеря, лаборатории, при этом действует практика включению слушателя во время прохождения курсов в позицию наставника и сопровождение студентов. Также важным фактором является выдерживание сбалансированного соотношения теории и практики при организации ПК. В выступлении было предложено включить в практику ПК образовательный абонемент, дающий слушателю право выбора тематики, направления, выбора коллектива и обеспечивать для всех организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогов равные конкурентные условия.
Марина Цыренова, директор ИН БГУ отметила, что система отношений в образовании меняется в связи с изменением моделей подготовки студентов (бакалавриат, магистратура). В выступлении были обозначены проблемы связанные с понижением контрольной цифры приема студентов на педагогические специальности.
В качестве критериев эффективности деятельности системы ДПО предложила:
- удовлетворенность потребителей качеством программ и результатов, их эффективностью;
- рост числа потребителей программ ДПО на инициативной основе;
- рост числа гибких, модульных, компетентностно-ориентированных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, программ, включающих стажировки;
-сформированные механизмы взаимодействия дополнительного профессионального образования и бизнес сообщества, рост числа программ с сетевой организацией;
Участники Круглого стола пришли к мнению о необходимости тесного взаимодействия всех субъектов системы повышения квалификации: учитель-администрация ОО – муниципалитет – учреждение дополнительного профессионального образования.
В заключении было обсужден проект рекомендаций «круглого стола».

Фомицкая Г.Н. "О состоянии и перспективах развития процесса ПК педагогических работников"
Власова Л.Н. «Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников в общеобразовательной организации»
Цыренова М.Г. "Организация повышения квалификации педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования Бурятского государственного университета"
Жалсанов Б.Б. "Развитие региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования